?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°
galyagorshenina
«Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?» (Н. Рерих)

2_MG_9174R

…Весь мир еще сладко спит в теплых постелях, и лишь трем неугомонным и жадным до эмоций дамочкам неймется – как бы чего не пропустить, не упустить. Три дамочки – это Таня, Наташа и я. Задолго до рассвета мы забрались на Красную горку, возвышающуюся над ущельем реки Тыдтуярык незадолго до ее впадения в Чую. И ущелье, и Чуйский тракт, проложенный у подножия Красной горки и повторяющий замысловатые изгибы бирюзовой Чуи, еще погружены в утренние сумерки. Но мерзнуть на пронизывающем ветру нам пришлось недолго. Вскоре из-за Курайского хребта выглянуло Солнце, и тут же проснулись бескрайние просторы Чуйской степи, засияла еще не очень явная, но уже вполне заметная на берегах Чуи «шахматка» наряженных в золотые осенние сарафаны тополей и вечно-зеленых елей, «заиграли» разноцветные поверхности окружающих холмов, засияли заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта.
1.
1_MG_9164R

2.
2_MG_9174R

Моя душа развернулась навстречу воздуху, простору, свободе, независимости, возникло стойкое ощущение отстраненности от всего оставленного внизу – мирской суеты и поспешности, бешеного ритма городской жизни и конфликта на работе, не позволившего мне провести свой отпуск так, как я планировала. И только внезапные порывы хозяйствующего ветра, стремящегося скинуть вниз любого здесь находящегося, возвращали меня в реальность…

Я на Алтае… Пополнять свои энергетические запасы я приехала именно сюда.

На Алтае я была несколько раз, потрясенная ощущением неразрывности прошлого и настоящего, разнообразной красотой ландшафтов, непредсказуемой капризностью погоды. Алтай – это состояние души и сознания, эмоции и чувства. «Вынырнув» из этого состояния на несколько лет и побывав в этих местах в нынешнем сентябре в короткой поездке, я вновь ощутила на себе колдовскую магию Алтая. Словно в омут, затягивают меня воспоминания прошлых лет, о которых я мало, кому рассказывала. Снова у меня дома на всех горизонтальных поверхностях разложены карты и книги про Алтай, снова и снова я мысленно прохожу ранее пройденными тропами и проезженными дорогами:

3. рассматриваю петроглифы Елангаша и Калбак-Таша:
3_IMG_2367aF

4. любуюсь осенним золотом горы Сайлюгем:
4_IMG_1394a

5. доверяю свой порванный ботинок Денису, и он зашивает его с применением нанотехнологий:
5_IMG_2038R1

6. замираю от страха и напряжения при спуске с перевала Кату-Ярык:
6_IMG_1184F

7. удивляюсь упертой стойкости каменных грибов в долине реки Чулышман:
7_IMG_1034F

8.горжусь собой, что не струсила и не повернула назад у вертикальной скальной стеночки по дороге к водопаду Учар:
8_DSC08363_МаринаF
Фото Марины Тельменевой

9. купаюсь в термокарстовом озере по дороге на плато Укок:
9_IMG_2948_F_даша_1
Фото Даши Горшениной

10. вижу накрытые снежной шубкой нежные желтые готовые вот-вот распуститься ирисы и поляны пламенеющих на солнце жарков:
10_IMG_9465R

11.
11_IMG_1280R

И разве можно забыть фирменную Ксюхину дамляму и свадебный плов Витали, приготовленный на печке-буржуйке в крошечном домишке в поселке в Теплом Ключе, а в Сростках - сдобренные хреновиной пирожки с картошкой, испеченные деревенскими бабушками, а не в придорожном кафе?
12.
12_Dymlyama_исх
Фото Ксении Свобода

Воспоминания кипят, бурлят, «бегут» наперегонки, я за ними не успеваю. Я переполнена эмоциями, восторгом, радостью от того, что ВСЕ ЭТО СО МНОЙ БЫЛО!

Видимо, пришло время делиться всем этим богатством и рассказать о том, каким я видела Алтай в нынешней сентябрьской поездке и в прошлые годы.

Немного истории с географией…
В самом сердце Азиатского континента на почти равном расстоянии от трех великих океанов – Северного Ледовитого, Индийского и Тихого, на территории четырех государств – России, Казахстана, Китая и Монголии, расположен удивительной красоты заповедный край. Одни называют его золотыми горами, другие – пестрыми, третьи – монгольским словом «Атан». В России его называют Алтай. Здесь переплелись история, культура, религия многих народностей. Эта земля слышала голоса скифов, воды ее бурных рек поили лошадей гуннов, вольные ветры трепали крылья юрт и палаток джунгарских ханов и теленгинских князей, отдыхающих после трудных переходов. Здесь прошлое переплетено с настоящим. Своенравные реки, грохочущие на перекатах, петляют среди высоких гор, тянущихся к небесам, бескрайние степи распахивают свои объятия, «…и солнце, и ветер, и неслыханная прозрачность тонов», как писал Н. Рерих.


В Горно-Алтайске и окрестностях
Чтобы попасть на Алтай, есть несколько основных отправных точек: Новосибирск, Барнаул, Горно-Алтайск. Самым выигрышным по времени является Горно-Алтайск – из него быстрее всего можно добраться до тех мест, куда обычно стремится большинство туристов. Правда, с точки зрения стоимости авиабилетов из Москвы этот вариант может оказаться и самым дорогим.

Для старта мы выбрали Горно-Алтайск – экономия времени оказалась важнее экономии денег. Поскольку ночной перелет из Москвы не способствует хорошему самочувствию, организаторы поездки (altaidt.com) здраво рассудили, что день прибытия будет несколько мутным для нас. Поэтому, чтобы красоты Чуйского тракта мы не проспали, дремля в машине, этот день решено посвятить приведению наших организмов в дееспособное состояние. Чтобы не терять даром время, а провести его с пользой и для самочувствия, и для интеллекта, нам предложили:
1. в Горно-Алтайске посетить Национальный музей имени А. В. Анохина, который в нынешнем 2018 году отмечает свой 100-летний юбилей;
2. завершить акклиматизационный день в Горно-Алтайском ботаническом саду, расположенном в с. Камлак Шебалинского района в 77 км от Горно-Алтайска.

В Национальном музее имени А. В. Анохина
Нет смысла пересказывать содержание часовой экскурсии по залам музея. Здесь много интересного – история, археология, народы и народности, национальные традиции, костюмы… Все очень красиво, лаконично и понятно.
13. Шапка шамана:
13_MG_8774R1

14. Резной календарь двенадцатилетнего цикла, состоящий из 12 барельефных изображений животных.
Каждый месяц изображен по аналогии своего названия на алтайском языке. Центр круга занят изображением лягушки или жабы со знаком вечности - улзий, узел счастья и благоденствия. Это космическая лягушка, которая, согласно легендам, поддерживает собой Землю. Пояс, в котором плавают две рыбы, изображает мировой океан. Рыбы также «несут» на себе Землю:
14_MG_8771R1

15.
15_MG_8765R1

16.
16_Афанасьевская культура_1000

17.
17_MG_8736R1

Мне бы хотелось поделиться информацией об «алтайской принцессе» плато Укок, наверняка вы о ней уже не раз слышали.
18.
18_MG_8797R

«Укок» в переводе с монгольского языка означает «плоская поверхность». Уникальная территория плато Укок с 1994 года является Зоной Покоя (Природным Резерватом) «Укок», а с 1998 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Всемирную известность плато Укок получило после археологических раскопок 1993 года, когда работающие там два отряда Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН обнаружили уникальное захоронение: под полностью разграбленным захоронением с сохранившимися останками мужчины и подростка обнаружили еще одно - погребальную камеру. В заполненной льдом лиственничной колоде-саркофаге находилось мумифицированное тело молодой женщины с сопроводительным захоронением шести лошадей с полными комплектами сбруи, украшенной богатым деревянным декором, выполненными в скифском зверином стиле; войлочными седлами с аппликациями и пр. Женщина лежала на войлочной подстилке с подушкой, укрытая меховым покрывалом, украшенным аппликациями из золотой фольги.
19. План погребения. Фото из книга Н.Полосьмак:
19_План погребения женщины в колоде

Женщина лежала на правом боку, со слегка согнутыми в коленях ногами, согнутыми в локтях руками, сложенными на животе кистями рук. Она лежала головой на восток, лицом на север, в позе спящей. Ее головной убор и парки занимали треть колоды. Лед сохранил мумифицированное тело, одежду и украшения.
20. Кисти рук. Фото из книги Н.Полосьмак:
20_Кисти рук

21. Реконструкция головного убора. Фото из книги Н.Полосьмак:
21_Реконструкция головного убора

Женщина была одета в рубашку из индийского шелка, подпоясанную поясом с кистями, шерстяную красную юбку, длинные белые войлочные сапоги-чулки. На ней был головной убор в виде сложного сооружения из собственных волос, войлока, шерсти, конского волоса, дерева, золотой фольги. Всю конструкцию соединяла красная шпилька с деревянными фигурками грифона и оленя. Отдельные части тела погребенной имели татуировки.
22_0_Тату_принцессы_1000

При мумификации использовались шерсть, высушенные травы, растущие на плоскогорье Укок, особые природные глины. В кургане также обнаружили серебряное зеркало в деревянной оправе, золотые серьги, сосуды из глины, дерева, рога, деревянные фигурки оленей, баранов, птиц. По мнению ученых, в погребении была захоронена женщина, принадлежавшая к жреческому сословию. Возможно, она была шаманкой.
22. Фото со стенда музея:
22_MG_8796R

23. Оттаивание колоды. Фото из книги Н.Полосьмак:
23_Оттаивание колоды

24. Поднятие мумии. Фото из книги Н.Полосьмак:
24_Поднятие мумии

В настоящее время мумия женщины находится в музее им. А.В. Анохина – в пластиковом саркофаге, имитирующем ее колоду. В нем встроен климат-контроль, поддерживается необходимая температура и влажность. В определенные дни, связанные с новолунием, работники музея открывают саркофаг, откидывают верхнее покрывало, и через защитное стекло посетители музея могут увидеть «принцессу Укока».
25. Фото со стенда музея:
25_MG_8805R1

Сохранившиеся кожный покров, мышечная ткань и татуировки позволяют определить возраст находки в 2,5 тысячи лет.
Современные археологи восстановили последние полгода жизни «алтайской принцессы» и установили причину ее смерти. Это молодая женщина – в возрасте 25 лет она умерла от рака молочной железы.

Все украшения, одежда, головной убор хранятся в Новосибирске. В музей им. А.В. Анохина передали только тело.
26. Реконструкция погребального комплекса. Фото со стенда музея:
26_MG_8781КR1

27. Манекен женщины в костюме, с веткой можжевельника, символизирующего святость и чистоту. Фото со стенда музея:
27_MG_8800R1

В Горно-Алтайском ботаническом саду
Вблизи села Камлак расположен Горно-Алтайский ботанический сад Сибирского отделения РАН. Он существует уже более 10 лет. Здесь собрана обширная коллекция декоративных растений из различных регионов Республики Алтай, Дальнего Востока и Северной Америки.

Общая площадь Сада 60 га. С севера, востока и запада реки Катунь и Сема образуют естественную границу природного комплекса. Южная граница проходит по реке Сосновая. Здесь произрастают реликтовые и исчезающие виды растений, стыкуются разные природно-климатические зоны. Леса, находящиеся на этой территории, занесены в Зеленую книгу Западной Сибири, как представляющие эталон коренной лесной растительности.

В Саду очень приятно гулять – можно спуститься к реке, углубиться в лесные дебри, играть в прятки среди громадных лопухов, по росту вполне конкурирующих с итурупскими на Курилах, а можно просто любоваться ухоженной территорией с красивыми цветами и кустарниками:
28.
28_MG_8811R

29.
29_MG_8820R

30.
30_MG_8822R1

31.
31_MG_8823R1

32.
32_MG_8868R1

33.
33_MG_8828R1

34.
34_MG_8829R1

35.
35_Цветы_1000

36.
36_MG_8851R

У всех у нас восторг вызвали вот эти цветы - изящные, необычной формы, из-за длинных тычинок мне они показались похожими на паучков. Как мы позже выяснили, это Клеома колючая. Немцы и англичане ее так и называют - «цветок-паук»:
37.
37_MG_8840R

38.
38_MG_8838R

Для себя я особо отметила очаровательные элементы ландшафтного дизайна, надеюсь, на даче пригодится:
39.
39_MG_8858R

40.
40_MG_8859R

41.
41_MG_8861R1

42.
42_MG_8871R

А вот эту избушку я несколько раз обошла – была уверена, что сейчас Баба-Яга или в окно выглянет, или в ступе из леса прилетит. Увы, нет, не состоялась с ней встреча.
43.
43_Избушка_1000

Кстати сказать, именно на стенде Сада я прочитала вот такую информацию про Бабушку-Ягушку:

«Баба Йога (Йогиня-Матушка, бабушка Йогиня Златая Нога) – в славянской культуре Богиня Покровительница детей. Она странствовала по земле, собирая беспризорных детей-сирот, и доставляла их в свой скит, находящийся в самой чаще лесов. В нем Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Высшим Богам. Вот как это происходило: в скале имелось специальное углубление – пещера, из которого выдвигался помост (лопата), разделенный выступом на два равных углубления. В одно углубление Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белой одежде, в другое накладывался сухой хворост, и лопата задвигалась обратно. После Йогиня поджигала хворост. Специальный механизм опускал каменную плиту, отделяя углубление с детьми от огня. Когда загорался огонь, Жрецы переносили детей в другие помещения.

Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, то создавали семьи и продолжали свой род.
Иногда на обрядах присутствовали чужеземцы, которые не ведали скрытого механизма плиты. Именно они распространили сказки о том, что Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба-Йога, приносят детей-сирот в жертву Богам. Это повлияло на образ Йогини-Матушки. Тогда образ молодой красивой Богини подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей и жарит их в печи лесной избы».

Из Сада не хочется уходить, я бы здесь гуляла и гуляла. Но настойчивое бибиканье нашей машины означало, что шашлыки на ужин ждать не будут!
Вскоре мы добрались до базы «Михайлово» в Камлаке, где и заночевали.
44.
44_MG_8889R

45.
45_IMG_7071F

Но пока готовился ужин, я еще успела взбежать на небольшой пригорочек, ловя мягкие лучи заходящего солнца. Стоя на вершине холма, я наблюдаю за коровами, мирно пасущимися на склоне, уже погруженном в тень… за пастухом на коне, пытающимся направить их в нужном ему направлении… собачкой пастуха, неистово лающей на этих бестолковых животных, которые никак не поймут, куда им надо идти…
46.
46_MG_8879R

Все складывалось удачно – довольны мои друзья, с которыми через два дня я расстанусь: они поедут в Монголию, а я немного поброжу в окрестностях Тыдтуярыка и вернусь домой; надежна команда организаторов (altaidt.com), Денис – такой знакомый и почти родной… Доверяю ему безоговорочно и безусловно.

Все еще только начиналось – роскошно-вкусные ужины, дружное чоканье пластиковых стаканов с медовухой и еще кое с кем, веселые разговоры на разные сельскохозяйственные темы. А где еще можно обсудить вопросы оценки сельхозземель с коллегами из Самары, как не в отпуске на Алтае?
47.
47_IMG_7073F

48.
48_IMG_7074F

49.
49_IMG_7087F

50.
50_IMG_7099F

Я переполнена радостью и благодарностью Судьбе и Господу Богу, что позволили мне снова быть здесь, на Алтае, опять принявшем меня благосклонно – теплом, солнцем, красотой и добротой.

Источники дополнительной информации:
- Стенды Национального музея имени А. В. Анохина и Горно-Алтайского ботанического сада, рассказ экскурсовода;
- Н.В.Полосьмак «Всадники Укока», изд.ИНФОЛИО-Пресс, Новосибирск, 2001г.;
- https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=20205.


Мои рассказы про путешествия на Алтае:

-АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 2. По Чуйскому тракту. Китайская грамота и пирожки с хреновиной

  • 1
Там даже музей интересен настолько, что нет слов! Что уж говорить о природе?

  • 1