?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Встречь солнцу. Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета
galyagorshenina
19_MG_5504R

Сколько раз в Якутии встречают Новый год? Мне рассказали, что трижды: привычный нам Новый год, Новый год по восточному календарю, и еще один – Ысыах - в конце июня в дни летнего равноденствия. Именно на этот третий Новый год самолет и доставил меня на якутскую землю.

«Никаких гостиниц, придешь ко мне домой», - решительный голос Миши Черемкина в телефонной трубке, моего давнего знакомого, с которым несколько лет назад я бродила в Гималаях, не оставил мне выбора. Я отменила на букинге свое бронирование гостиницы в Якутске и подчинилась Мишиному решению. Оно было также невероятно важным с учетом того, что Миша жил недалеко от места, где будет проходить национальный якутский праздник Ысыах. И, воспользовавшись гостеприимством Мишиной семьи, я экономила драгоценное время на то, чтобы добраться до праздника в условиях немыслимых «пробок».

…Мой измученный бессонным ночным перелетом организм встретил в аэропорту и доставил к Мише в дом его зять Егор. После завтрака я немного взбодрилась и почувствовала, что снова почти готова к подвигам! Ну так что же мы медлим? Скорее поехали на праздник!

Итак, сегодня 23 июня 2018 года. Я нахожусь в местечке Ус Хатын, расположенном в 22 км от Якутска, где на огромном лугу возведен целый городок. С минуты на минуту начнется торжество - праздник обновления природы Ысыах.
1.
1_IMG_5850

Когда-то в такой же, возможно, яркий солнечный день легендарный Эллей, прародитель якутов, первым перебравшийся жить на реку Лену, радуясь солнцу и лету, решил созвать в берестяную юрту гостей на Ысыах. Сколько лет с тех пор прошло, трудно сказать: сотни, а может, тысячи, но не умирают древние традиции, потому что живет якутский народ...

Ысыах величают теперь праздником изобилия, обновления природы, праздником мира и дружбы. Но в прошлом якуты называли его конским праздником, праздником кумыса. В давние времена Ысыах посвящался светлому духу Юрюнгу Айыы Тойону, в его честь огонь окропляли кумысом и, заклиная плодородие, разбрызгивали эту животворную влагу на поля и урасы (урасы - покрытые берестой якутские юрты). А задобривши всех богов, начинали пир и веселье. Кропление кумысом божествам и духам – центральный момент праздника, и потому Ысыах получил свое название от слова «ыс» - кропить, обрызгивать.

Фольклорная традиция сохранила якутский миф о лошади – прародительнице народа Саха: по якутским легендам бог первоначально сотворил коня. От него произошел полуконь-получеловек, а уж потом появился сам человек. Кочуя, люди из Прибайкалья перебрались на Север, но и здесь сохранили давнюю любовь к коню. Тем более что был он не только помощником в походах и странствиях, но и главным кормильцем. Конское мясо, жир — всегда были лакомством, а кумыс из кобыльего молока подобен меду у древних славян. Его пили для бодрости, восстановления сил, без него не обходился ни один праздник. Подвешенный за уши семир (кожаный мешок для изготовления кумыса) и резной деревянный чорон (кубок, из которого пьют кумыс) стали с тех пор символами этого праздника.


…Эти ворота являются входом на территорию празднования:
2.
2_MG_5445R

Я вижу лежащие на углях небольшого почти символического костерка у ворот многочисленные оладушки. Молодая женщина, идущая на праздник с дочкой, одетой в платье одного цвета с материнским, достает из пакетика несколько оладушек и кладет на угольки. Егор мне поясняет: «Оладушки – любимое лакомство богов!».
3.
3_MG_5446R

Мы проходим мимо ряда сэргэ, которые сейчас выполняют функцию коновязи – к ним привязаны лошади (про якутских лошадей я расскажу отдельно!), многие кобылы с очаровательными жеребятами – они прячутся за спинами матерей от глаз многочисленных посетителей праздника.
4.
4_MG_5453R1

5.
5_MG_5552R1

Сэргэ — ритуальный столб, коновязь. Изначально сэргэ ставились у жилья якутов и использовались по их прямому назначению – для привязывания коня. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. Сэргэ для якутов - символ счастья и благополучия. По традиционным представлениям Саха сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. В наше время символика сэргэ расширилась - сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих Республику Саха.

…Миша уже давно бродит на огромной территории празднования, а мы с Егором никак не можем его найти – то одно, то другое действие останавливает меня, тормозит продвижение к месту встречи.

Тут я даю коротенькое интервью местной радиовещательной компании НВК САХА:
6.
6_PHOTO-2018-06-24-03-03-23

Фотографирую пожилых и юных красавиц:
7.
7_PHOTO-2018-06-24-03-03-36

7_MG_5584R1

8.
8_CWVP8142
Спасибо Егору за эти фото!

А тут нарядная семья сама захотела фотографию со мной:
9.
9_IMG_5912F

Я смотрю по сторонам во все глаза - вокруг пОля, на котором проходит открытие праздника, расположены трибуны, переполненные нарядными людьми.
10.
10_MG_5525R

Пожилые женщины и молодые, девочки, мужчины в кафтанах, в шляпах из конского волоса – все в красивых национальных одеждах с множеством серебряных украшений, которые служат также и оберегом. Я обратила внимание, что даже на крошечных девочках с сосками-пустышками во рту тоже надеты серебряные украшения. Надо сразу же отметить, что одним из важных элементов праздника является одежда – все участники торжества должны быть в традиционных нарядных костюмах. Кстати сказать, шляпа из конского волоса очень удобна и практична - в летнюю жару она защищает от жары и солнечного света, а зимой сохраняет тепло и не пропускает холод.
11.
11

12.
12

13.
13

В руках почти всех гостей праздника - дэйбиир - метелка из конского волоса. Она предназначена для отмахивания от комаров.
14.
14_MG_5546R

15.
15

16.
16_MG_5628R1

16_MG_5562R1

16_MG_5603R1

17.
17

Мы с Егором приехали почти вовремя – праздник начался совсем недавно.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых березок). В центре праздничного круга устанавливается сэргэ с арочными украшениями из берез. Рядом с сэргэ обычно устраивают сакральный круг тюсюлгэ (тюсюлгэ переводится как «место, куда спускаются Боги», тюсюлгэ – это своеобразный алтарь под открытым небом). На березках развешивается священная салама – ритуальная веревка, сплетенная из конских волос, украшенная разноцветными лоскутками и берестяными символами изобилия и благополучия. Посередине тюсюлгэ ставятся три или четыре коновязи, соединенные между собой перекладинами, на которых подвязывают большие кожаные сосуды с кумысом. Вокруг расставляется ритуальная деревянная посуда для кумысопития – во время Ысыаха запрещается кушать из медной, железной или серебряной утвари. По древним верованиям Боги на пиршествах ели только из деревянных сосудов.

Слова всеобщей радости и любви к теплу и Солнцу, благословение произнес Алгысчыт. В проведении обряда ему помогают девушки в белых платьях с березовыми ветками в руках и парни с чоронами:
18.
18_MG_5488R

19.
19_MG_5504R

20.
20_MG_5509R

Чорон – кубок на одной или трех ножках для хранения и пития кумыса. Изготавливается, как правило, из дерева, украшается резьбой и инкрустацией.

Не всякому человеку разрешается произносить алгыс (благословение), к богам могут обращаться лишь избранные и безгрешные. В алгысах запечатлена модель человеческого счастья и прослеживается настрой на добрые дела - человек видит смысл жизни в творении добра, в каждодневном труде, приносящем благополучие и достаток, прослеживается уважение и почтение к окружающему миру, воспринимаемому как нечто божественное и одухотворенное.

После завершения торжественной части наступает время главного события Ысыаха - гигантского танца-хоровода осуохая вокруг центрального столба - коновязи с чороном наверху. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве. Шаг, другой – все движения синхронны и выверены. Все движется вслед за Солнцем, повторяя его орбиту.

Запевала поет:
Увлажняя горло терпким кумысом,
С праздничными словами веселиться будем,
Радуя друг друга, будем говорить драгоценные слова.
О девяти выемках кубки уставив,
Важным гостям своим подносить их будем!
Каждый день таких драгоценных дней не увидеть,
Не каждое утро принесет такие дни,
Непрерывные игры устроим-ка, пока живы!!


Один голос исполнителя сменяется другим, но мне кажется, что мелодия, слова и интонации не меняются. Я недоумеваю – как не надоест одно и то же петь часами? Но Егор меня поправляет – исполняют эпос Олонхо, а он почти бесконечен, его будут петь два дня, и запевалы будут сменять друг друга.

Цепь водящих хоровод настолько плотная, что несколько только что подошедших женщин не могут в нее втиснуться. Но они не растерялись, а тут же образовали новую цепочку, и я вижу, как быстро она разрастается. Буквально несколько минут – и круг замкнулся! Я понимаю, что не могу остаться в стороне от круговорота этого праздника – и вскоре уже держусь за теплые руки соседей и повторяю незамысловатые движения ногами, двигаясь вместе со всеми по кругу. Я не пою – не знаю слов, но не трудно понять, о чем все поют, повторяя слова запевалы – о добре, о достатке, о здоровье и благополучии родителей и детей…

Кругов становится все больше, и с высоты девятого неба, на которой восседает седовласый старец Юрюнг Айыы Тойон, должно быть, осуохай напоминает круговое устройство Вселенной. Ведь в танце участвует столько людей, сколько звезд зажигается на ночном якутском небе.
21.
21_osuohay-vo-vremya-yisyiaha-768x512
Фото из Интернета

Грандиозна программа Ысыхая: конкурс сказителей осуохай, фестиваль национальных игр народов Севера «Игры предков», концерты творческих и детских студий, выставка мастериц народного творчества, конкурс якутской национальной одежды, конные скачки... Я держу в руках программу празднования, и у меня от напряжения кружится голова - понимаю, что не в состоянии выбрать что-то одно из десяти одновременно происходящих мероприятий, каждое из которых достойно отдельного внимания!
22.
22_MG_5875R

23.
23_MG_5685R1

24.
24

Ситуацию спас Миша – он просто взял меня за руку и повел за собой. В итоге я увидела выступления самодеятельных театральных коллективов, этнографических ансамблей, которые в национальных костюмах разыгрывали сцены из якутского эпоса Олонхо. Кстати сказать, в 2005 году ЮНЕСКО признало эпос Олонхо шедевром устного нематериального наследия человечества.

Вот так выглядит реконструкция праздника силами танцевального коллектива.

На священное место выходит старец в белой одежде и высоком колпаке – это шаман, который готовится обратиться к высшему божеству Юрюнг Айыы Тойону. Шаман разводит костер и запевает песню на древнем, как само небо, языке. Дым от костра дойдет до девятого неба. Юрюнг Айыы Тойон услышит шамана и, если обряд не будет нарушен, даст народу Саха то, о чем тот просит:
25.
25_IMG_5945F

После кропления кусысом огня, что означает поклонение божествам и духам, и зрители, и участники танцевального коллектива начинают водить хоровод-осуохай.
26.
26_MG_5719R

27.
27_MG_5704R1

28.
28_MG_5733R

29.
29_MG_5747R

А я тем временем брожу по другим площадкам праздника. С удовольствием развалившись на мягкой траве, наблюдаю за играми Дыгына.

Народ Саха помнит исторические времена, когда их предводитель Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил Ысыах, на который созывал из улусов сильных, ловких, сметливых мужчин, и устраивал для них состязания. Победители удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у якутского народа и по сей день.

В современной программе Ысыаха эти состязания называются «Игры предков» - различные соревнования по якутским национальным видам спорта:
30. в прыжках на одной ноге (кылыы) и двух ногах (куоба):
30_MG_5853R1

31.вырывании у противника палки — мосла:
31_MG_5768R1

32.
32_MG_5777R1

33.
33_MG_5785R1

34.борьбе хапсагай:
34_MG_5863R

Хапсагай (якут. Хапсаҕай — проворный, ловкий, хваткий)—якутское национальное единоборство, борьба. Правила борьбы: борцы обнажены до пояса, ниже пояса одеты в трусы или трико, как правило, обуты в борцовки. Ранее, независимо от времени года, борцы боролись разутыми и одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти). Любое касание борцом земли какой-либо частью тела (хоть пальцем!), кроме ступней, влечёт поражение.

Есть и другие состязания – метание аркана, таскание тяжелых камней, бег, прыжки в длину, стрельба из лука. Да разве можно везде поспеть, чтобы хотя бы взглянуть на всю эту красоту?

Бродя по территории празднования, я задержалась на лужайке, где демонстрировали свои изделия мастерицы по изготовлению изделий из лоскутов ткани, кожи, меха оленей. Мне приглянулось панно «Времена года», выполненное лоскутной техникой. Но мастерица сетовала, что у нее на эту тему готов комплект, из которого она захватила с собой лишь то, что я сейчас держу в руках, и приглашала подойти к ней завтра, чтобы купить набор полностью. К сожалению, назавтра я никак не попадала на праздник – начинался следующий этап моего якутского путешествия. Поэтому сейчас просто полюбовалась на творения рукодельниц:
35.
35_MG_5930R

36.
36_MG_5941R

У якутов сильны национальные традиции и, наверное, главный показатель популярности праздника Ысыах в том, что на нем очень много молодежи. Сюда приезжают семьями, большими компаниями, живут в палатках, которых я вижу так много, что из них образовался настоящий палаточный городок:
37.
37_MG_5871R1

38.
38_MG_5660R

Хоть Егор и скинул мне на телефон план расположения строений праздника, но это не сильно помогло – расставшись с ним и Мишей, я отправилась самостоятельно бродяжничать среди палаток, павильонов, концертов, выступлений, но закружилась-запуталась, где именно я нахожусь. Поэтому в итоге просто села где-то на траву и стала звонить своим друзьям, чтобы они меня нашли и спасли, а на вопрос, где именно я нахожусь, отвечала: «Я здесь» ! ))
Мы нашлись, конечно!

39. Карта территории празднования:
39_48c15cd8-3a9f-48f8-9cc0-47c11b8ea99b

40. Я с Егором и с Мишей:
40_1000

«На сладкое» в конце дня были скачки. На большом экране ипподрома проецировалось происходящее, а мы с Мишей бегали по полю, вокруг которого носились лошади с наездниками, и пытались поймать их в объектив камеры. Я погналась было за туманом на дальнем конце поля, по мере того, как я к нему приближалась, туман рассеивался. В кадр «попались» только лошадки:
41.
41_MG_5991R1

42.
42_MG_6022R1

43.
43_MG_6042R1

Чтобы зрителям, сидящим на трибунах, не было скучно издалека наблюдать за происходящим, на небольшой сцене детский коллектив звуком оформлял скачку – из различных музыкальных инструментов они извлекали звуки, похожие на топот копыт, ржанье лошадей, звуки хлыста наездника:
44.
44_MG_6065R

45.
45_MG_6069R1

Невозможно рассказать обо всем увиденном на празднике Ысыах – надо не только видеть, но и понимать происходящее. Егор и Миша сопровождали меня, знакомили с людьми, обращали внимание на мелочи и детали, без которых я наверняка не смогла бы заметить и понять много интересного. Благодаря разъяснениям друзей мне стало легче ориентироваться в том, что я видела. К сожалению, я пропустила очень важный элемент праздника Ысыах – церемонию встречи Солнца, которая была запланирована на 2.15 ночи. А ведь момент восхода Солнца в первый день солнцестояния народ Саха считает великим чудом, радуется лету, наступающему после долгой зимы, отмечает пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди напитываются энергией и силой, а лучами восходящего Солнца очищаются от болезней и всего греховного, что накопилось за год…

Помню, как мы с Мишей устали к концу дня, искали и нашли-таки причину, чтобы не пойти на встречу Солнца – все небо затянуло облаками, и мы решили, что восхода не будет видно. Не знаю, как оказалось на самом деле. Но что сделано – то сделано. Конечно, по возвращении домой я пожалела, что тогда пожалела себя. Но после скачек, которые проводились около 10 часов вечера, силы окончательно меня покинули, я сдулась как воздушный шарик, и единственным желанием осталось принять горизонтальное положение.

Про то, что началось завтра, будут отдельные рассказы…

Справочно:
С 1992 года Ысыах стал государственным праздником Республика Саха.
Во время проведения Ысыаха были установлены следующие рекорды Гиннеса:
 2011 – самое массовое синхронное исполнение хомусной варганной музыки с участием 1344 человек
 2012 – самый массовый хоровод осуохай с участием 15293 человек
 2014 – самый массовый ритуал кумысопития – одновременное исполнение обряда возлияния кумыса с участием 11 136 человек
 2017 - самое большое количество людей в национальных костюмах - 16 620 человек.

Источники информации:
 Фотоальбом «Якутия». Якутск, Изд. Бичик, 2017
 Алас – колыбель народа Саха. Дьокуускай, Изд. Бичик, 2015
 Современный путеводитель «Якутия». Изд. Пресс код, 2014
 Интернет ресурсы: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4839/, http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3731/, https://myrussianland.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/ysyax-samyj-glavnyj-prazdnik-v-yakutii.html, http://aldanonline.ru/obysyakh.html.

Мои рассказы про поездку в Якутию

- Встречь солнцу. Часть 1. О многом понемногу
- Встречь солнцу. Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета
- Встречь солнцу. Часть 3. Начало приключений.
- Встречь солнцу. Часть 4. Знакомство с Синей рекой
- Встречь солнцу. Часть 5. Синские столбы
- Встречь солнцу. Часть 6. Поющие скалы

  • 1
на сколько мне их культура не знакома :)

Руслан, привет! Мне было так интересно разобраться в традициях этого праздника! Я уже видела несколько репортажей за прошлые года, но только картинки, без особого объяснения – что происходит и почему. А тут такая возможность появилась – с провожатыми там побывать! Жалею только, что после ночного перелета самочувствие было скверное, все время накатывала усталость, боролась с собой. А вот то, что восход не встретила – вообще тупость беспросветная! ) вот этого себе не прощу!

я уже стока рассветов и закатов пропустил из за усталости, что не стоит расстраиваться :) или меня пора списывать из разряда походников :))
Туда точно стоит ехать :)

не все восходы одинаковы! ) а Якутия-это откровение! я давно это подозревала! но вот только выбралась. ))

хватит уже, завидую :)

если что- я тропинку протоптала! )))

Что-то новенькое в теории происхождения человека!)
Со скачек фотки самые динамичные, понравились очень.
На второй шестнадцатой фотке вроде бы малоизвестный блогер Варламов.)

а происхождение у всех своё! что ни человек- то новое происхождение! )))
Варламов, говоришь? Есть немного! )))

Это либо точно он, либо кто-то в его маске)

пусть будет ОН!!!

  • 1