7. Бучарама, Геологическая… плато Путорана
galyagorshenina

0_MG_4909R

Наверное, я оптимист по натуре и всегда надеюсь только на лучшее, и это лучшее частенько идет мне навстречу. )) Сегодня после нескольких дней белого безмолвия, безветрия и бессолнция в награду за свое неистребимое терпение и благодарность Господу Богу за то, что вообще здесь нахожусь, я получила явное улучшение погоды – сквозь бело-серые кучерявые облака просвечивали лоскуты ярко-голубого, словно кусочки Шах-Даринского лазурита, неба.

Нам предстоит завершающая мое нынешнее путешествие на плато Путорана поездка к ледопадам на реках Бучарама и Геологическая.
1. карта сегодняшнего маршрута:
1_Карта с названиями_Геологическая

По озеру Лама до поворота на Бучараму я спокойно доехала в тележке-прицепе, а дальше, как и обычно, пересела на снегоход – пассажиром к Олегу. Вот, что значит опыт – я уже легко и почти изящно забираюсь на сиденье, несмотря на все свои многочисленные пухлявые одежки и серьезную обувку типа «Йети», по пути успеваю следить не только за дорогой, чтобы вовремя наклоняться в нужную сторону и не организовывать массаж своей головы ветками деревьев и кустарников, но и замечаю мир вокруг нас.
2_MG_4726R1

Пройдя по руслу Бучарамы километров 10, мы свернули на ее приток - реку Геологическую. Долина этой реки более узкая, круто поднимающаяся вверх и местами трудно проходимая. Частенько нам приходилось плутать среди засыпанных снегом валунов в поисках проезда между ними.
3_MG_4746R1

4_MG_5002R

5_MG_4765R

Безупречную нетронутую снежную перину долину реки попортили лыжники – видимо, они прошли совсем недавно, вот их след, судя по дыркам от палок, их было двое. Вдоль лыжни долго бежал песец – его следы иногда даже пересекали эту лыжню. Среди кустарников наследили куропатки – ого, сколько их здесь разгуливало! Зайцы, белки, россомаха… Кого только тут ни было! Настоящий перекресток дорог местных жителей!
6_MG_4769R

7_MG_4771R

Мой взгляд прикован к горам, я готова просмотреть эту красоту до дыр – крутые склоны засыпаны ровным слоем снега, сияющим на солнце словно сахарная глазурь, из-под него рельефно выступает ступенчатая трапповая поверхность, особенно подчеркнутая небесной голубизной. Спокойный, сдержанный, величественный мир строгих гор. По пути мы изредка делали остановки, чтобы получше рассмотреть склоны – высоко наверху, почти у самых вершин, между скальными и часто отвесными выступами были видны многочисленные тропы снежных баранов и места, где они разрывали снег в поисках корма. Я смотрела в бинокль во все свои две пары глаз, стараясь уловить хоть какое-нибудь движение. Увы, баранов мы так и не увидали.
8_MG_4788R

9_MG_4801R1

10_MG_4805R

На одной из таких кратковременных остановок, не послушав Олега, что надо ходить по «дороге», которую проложили-утрамбовали наши снегоходы, я попыталась подойти к почему-то никогда незамерзающему ручью (даже при минус 30!) напрямки, по целине. Сказать, что я тут же провалилась по самые…. – ничего не сказать: мои ноги повисли в каком-то безвоздушном пространстве, не достав до земли. Отталкиваться было не от чего. Безрезультатно побултыхавшись так некоторое время, дальше я решила ползти на коленях в надежде, что большая площадь поверхности сработает как лыжи и позволит не проваливаться очень глубоко. Несколько «шагов» мне удалось сделать, но вскоре я потеряла равновесие и упала лицом вперед прямо в пушистую снежную перину. В руке был фотоаппарат, который купался в снегу (я уверена – без особого удовольствия!). Руки до земли не доставали, не на что было опереться, чтобы подняться. Что же делать? Я беспомощно барахталась в снегу, не в силах подняться хотя бы на колени, с опаской поглядывала на мужиков: Олег мог посмеяться над моей растяпистой непослушностью, а мог и покричать беззлобно – человек он горячий! Но они разговаривали, стоя спиной ко мне, и не видели моих мучений. Я вспомнила, что примерно в таком же беспомощном положении оказалась несколько лет назад на Камчатке, где почти задохнулось в высокой куче пушистого снега, не имея возможности самостоятельно выбраться. Тогда меня натурально спас мой попутчик, за ногу вытащив из этого сугроба. И вот опять я в аналогичной ситуации. Но ведь меня же предупреждали – НЕ ХОДИ ПО ЦЕЛИНЕ!! Ну что за характер такой непослушный и самоуверенный!? Сейчас я даже и не хотела, чтобы мою беспомощность увидели Олег или Коля. Но ведь мне надо как-то выбраться! Тихо матерясь про себя и в свой адрес, барахтаюсь в надежде, что докопаюсь в снегу до самой земли, а там и опору найду. Почти так и получилось, мне удалось перевернуться на спину и сесть. Теперь подняться на ноги стало проще. Все было в снегу – перчатки, шарф с длинной бахромой, шапка, камера… Капюшон пуховки и кофр для камеры, висящий на боку и почему-то оказавшийся открытым, тоже нахлебались снега… ))) Я долго отплевывалась, отфыркивалась, очищалась, отряхивалась. Отличный урок! Истины должны быть не преподаны, а пережиты. Больше я так не делала – старалась ходить по снегоходной дорожке и без особой нужды не лезть в целину.

11. Вот этот кадр, ради которого я нахлебалась снега!
11_MG_5012R1

12. Средняя часть долины Геологическая.
12_MG_4806R1

Ну вот мы, наконец, почти прибыли к месту назначения. Пока мы с Олегом стояли и осматривались, Коля куда-то неожиданно и незапланированно рванул, мы - за ним! И почти сразу поняли, куда он так решительно направился: в конце узкого ущелья красовался ледяной столб - не меньше, чем двадцатиметровый ледопад находился в амфитеатре отвесных стен. Его тело на большей части поверхности покрыто снегом, здоровый пологий сугроб намело и у подножия ледяной стены. Преград на пути к ней, кроме этого сугроба, у меня не было. Я видела только цель, и мне было уже все равно, как глубоко я проваливаюсь, пытаясь добраться по ледопада. Дошла, добрела, доползла! Ледяные колонны, облизанные солнцем, овеянные ветрами и залепленные снегом, пронзали небесную синеву, и лишь далеко наверху я увидела частокол остроконечных сосулек.
13_MG_4826R

14_MG_4825R12

15_MG_4832R1

Но, пожалуй, самое интересное было ЗА ледопадом: там оказался обширный грот, и из его темной глубины яркой бирюзой светились на просвет ледяные натеки.
16_MG_4859R

17_MG_4845R

18_MG_4842R

19_MG_4847R

Чуть в стороне, в соседнем ущелье находился еще один ледопад – двухкаскадный. К нему, собственно, мы сегодня и ехали: на плато примерно в этом месте река Геологическая раздваивается, и перед нами сейчас открылся великолепный каньон на правом ее притоке. Издалека трудно оценить масштабы этого ледопада – я вижу, будто ледяное покрывало наброшено на две широкие ступеньки. Я тороплю Олега поскорее до него доехать, чтобы получше рассмотреть вблизи, но Олег – человек опытный и не спешит приблизиться, а наоборот притормаживает, пропуская вперед Колю, смакует от предвкушения моей реакции.
20_MG_4863RR

И вот тут в моем сознании произошел переворот – лишь когда Коля добрался к подножию нижней ступени, стала понятна грандиозность ледопада. Посмотрите на него и тогда вы поймете, какой взрыв эмоций испытала в тот день я:

21. Модель в лице Коли занимает в кадре буквально несколько пикселей:
21_MG_4870R1

Высота верхней ступеньки около 75 метров!

Чуть позже и мы с Олегом подъехали к ледопаду. Хоть нижняя ступенька и перекрывала обзор верхней его части, масштабность природного сооружения потрясала. Ниже его склон горы тоже залит льдом, а уклон здесь градусов под 40. То-то я смотрела издалека и не могла понять, почему Колин «Буран» хоть и пускает клубы черного дыма, но никак не может взобраться повыше, к самому подножию ледопада.
22_MG_4904R

23_MG_4872R

24_MG_4917R1

25_MG_4879R

26_MG_4891R

27_MG_4907R

Уже позже, по возвращении домой я нашла в Интернете фотографии этого ледопада в прошлые годы - тогда верхняя часть каскада походила всего лишь на замерзший ручеек, а сейчас она залита льдом на половину амфитеатра!

28. В прошлые годы:
28_63-1024x769

Я в восторге от того счастья, которое на меня свалилось! И, конечно (не буду отрицать!), в голову сразу же лезут провокационные мысли: «А не приехать ли сюда еще раз, на следующий год, только чуть позже, когда ветер наверняка раздует снег, и ледопады засияют своей голубизной?».
Сейчас, стоя на льду у подножия ледопада под лучами яркого солнца и ожидая, пока оно чуть откатится в сторону, мы с удовольствием потребляли приготовленную Ренатом снедь. Надо честно признаться, что именно здесь, у этого мощного красавца-ледопада на Геологической мы в первый и в последний раз устроили пикник. Каждый день Ренат собирал нам с собой еду, но мы про нее просто забывали. ))
29_MG_4909R

Но и это еще не все на сегодня! Мы перебрались еще чуть в сторону. Здесь, в вершине основного русла Геологической находится огромный цирк, со всех бортов которого низвергаются замерзшие водопады. К самому ледопаду не подобраться – узкий каньон занесен глубоким снегом и круто поднимается вверх.
30_MG_4939R

31. Вид на вершину реки Геологическая:
31_MG_4957R1

32_MG_4967R1

33. Коля на своем «утюжке» добрался, куда смог, еще немного поднялся ногами и, похожий на одинокий пиксель, сигнализирует нам оттуда:
33_MG_4976R1

А я потрясенно смотрю на эту могучую красоту и верю, что честно заслужила ее увидеть!

Источник дополнительной информации: сайт «В гостях у белого Шамана» (http://test.putorana.land/tury/zimnij-tu).

• 1
красота!! ))
Я уже на след.год планы рисую! ))
думаю поехать на майские - должно быть уже не холодно, начинаются белые ночи, и самое главное - есть шанс увидеть ледопады не под снегом и на плато забраться! ))

Вот я тоже подумал что в мае должно быть классно, и зелени чуток и ледопады

ну по поводу зелени ты чуток погорячился. )) а вот ледопады могут быть более яркими. )

Изнанка ледопада - вообще потрясающая!

Спасибо!! ))
К этому ледопаду раньше и не ездили - не знали про него! ))

Утонула в снегу? Не могу себе это представить глядя на фото...

это надо не представлять, а испытать. ))

Ох, мне пришлось в этом году такое испытать... Страшновато! Буду себе снегоступы или охотничьи лыжи присматривать )

Снег и горы, горы снег и лед. Грот за водопадом это класс. Интересно, какой цвет льда.

грот как из сказки про снежную королеву..

а что же там летом, везде вода что ли течет? или ледопад летом не обязательно превращается в водопад

Илья, Путораны - планета водопадов! Это же чемпион россии! и самое большое кол-во водопадов, и самый высокий - все это на Путоране!

Пока сам не увижу не поверю )

вот это правильное решение1 ))

Великолепно!
А цвет ледопадов какой нежный.