
Собранная в дорогу, я сижу в вестибюле гостиницы, ожидая возвращения группы туристов с базы Олега Крашевского на озере Лама: их везут обратно в Норильск, а меня заберут на плато.
Вскоре в гостиницу буквально ввалились шесть здоровенных парней. Одного взгляда на их обветренные и обожженные солнцем и морозом лица было достаточно, чтобы понять – это те люди, которых я и ожидала – туристы с Путораны. Увидев их серьезную амуницию, я критически оценила свою одежку, в которой собралась ехать, а после разговора с парнями полезла в свой чемодан за последними оставленными там вещичками, надевать которые первоначально не планировала. В итоге чемодан оказался практически пустым: на себя надела все, что только можно было. Мне трудно ходить и трудно дышать, но зато есть надежда доехать до места в дееспособном, а не свежезамороженном состоянии, ведь мне предстоит провести больше пяти часов в открытой тележке, прицепленной к снегоходу, мчащемуся, порой, на скорости километров под пятьдесят в час.
1.

Примерно в том же месте на реке Норилке, откуда мы в сентябре стартовали на катере на базу Олега Крашевского, отправлялись в дорогу и мы сейчас – сначала по замерзшей и заснеженной Норилке, потом отрезок по земле – река Талая вся в промоинах и ее лучше объехать стороной, озеро Мелкое и дальше, дальше, дальше… Уже почти знакомым путем.
2. Карта пути на базу Бунисяк на озере Лама:

Я смотрю по сторонам и пытаюсь сравнить увиденное сейчас с тем, что было в сентябре. Сейчас все под снегом, деревья стоят голые, и только сине-зеленые елки и голубое небо выделяются цветными пятнами на черно-белой картинке.
Стоит пронзительно ясная погода. Контуры заснеженных гор впечатываются в лазурь неба без единого облачка, все вокруг дышит покоем и умиротворением.
3.

4.

Равномерный рокот мотора снегохода нарушает тишину, усыпляет, так хочется погрузиться в дрему, но надо крепко держать тяжелые ватные покрывала, которыми я накрыта, чтобы ветер не вырвал их из рук и не забрался под пуховик, внутрь капюшонов, под маску. Да и сама тележка периодически подпрыгивает на кочках и неровностях, а вместе с ней попрыгиваю и я…
Мы все едем и едем…
На западе солнце уже склоняется к горизонту, озаряя мягким предзакатным светом белое безмолвие, а на востоке на безмятежном небе сияет полноликая луна.
5.

6.

Я не прошу Олега делать фотостопы – спокойно смотрю на рыжину сгоревшей прошлым летом лиственничной тайги у подножия заснеженных склонов и ощущаю незримое наблюдение гор за нами, людьми, нарушающими их покой и куда-то спешащими...
7.

8.

Но вот, наконец, и завершение сегодняшнего пути – издалека вижу дымок из трубы поджидающего нас дома.
9.

10. Олег устал…

Балаклава, шапка, три (!) капюшона (от флиски, ветровки и пуховика) вполне справились со своей задачей защитить самую выступающую из тележки часть моего организма - голову - от холода и ветра, а вот остальные части тела все же подмерзли. Хотя все же я считаю, что доехала до базы в относительно теплом состоянии. Единственно действительно пострадавшим оказался самый кончик моего курносого носа, высовывающегося из-под маски – он одновременно и обгорел на солнце, и подморозился.
Натопленный дом, вкусный ужин, приготовленный Ренатом (тем же поваром, что был и в сентябре), та же комната на втором этаже и та же кровать… У меня чувство, будто я и не уезжала никуда! Я дома. После баньки поняла, что все, устала… от дороги, от эмоций, от впечатлений. Сейчас единственное желание – спать! Все остальное – завтра.
Как бы не так! Не успела я дойти до кровати, как слышу голос Олега: «Сияние на полнеба!». Какой уж тут сон. Откуда только силы берутся? Кто бы знал.
Меня тут же вынесло из дома с фотоаппаратом. Вот оно какое – Полярное сияние! Наяву, а не на чужих картинках! Зеленые всполохи блуждают над Шайтан-горой, разгуливают по небу, возвращаются обратно, закручиваются в спираль, распадаются веером, затухают, вспыхивают с новой силой, и опять, и опять, и опять… Вот оно, здесь – прямо над моей головой!
11.

12.

13. Звездные пути:

Я завороженно смотрю на эту красоту и забываю нажимать на кнопку затвора камеры. Но это уже и не так важно. Никакая статичная картинка не сможет передать ту экспрессию, которая царила тогда в небе. Не хочется вспоминать уроки физики про солнечные частицы, магнитные поля и молекулы газов. Это был танец Духов Путораны, принимающих мое поклонение перед ними.
Неужели это все мне, вот так сразу?!
Мои заметки о путешествии на плато Путорана в апреле 2017 года: | |
![]() | 1. Здесь пальмы не растут… Плато Путорана |
![]() | 2. Зов Путораны |
![]() | 3. Неудачный штурм плато Путорана |
![]() | 4. Векхикай. Нам посоветовали возвращаться… плато Путорана |
![]() | 5. Хойси... плато Путорана |
![]() | 6. Омон-Юрях… плато Путорана |