Previous Entry Share Next Entry
11. В музее нганасанской культуры… плато Путорана
galyagorshenina

0.
0_MG_0254R

Восточная оконечность озера Лама - один из самых красивых уголков плато Путорана. Это место является так называемом «местом силы», сосредоточением которой является Шайтан-гора: по рассказам, в этом районе издавна жили эвенкийские шаманы, а последняя шаманка доживала свой век в 30-40 годы прошлого века.

Здесь на базе Бунисяк расположен уникальный этнографический музей, содержащий более тысячи экспонатов, отражающих все стороны жизни коренного населения Таймыра, в основном, нганасан. Бродя между экспонатами музея, среди которых было немало очень старых (я бы даже сказала древних), я сначала не понимала назначение и, соответственно, ценность той или иной вещи, с трудом представляла себе, сколько усилий было затрачено, чтобы собрать эту коллекцию. Олег Крашевский – ее хозяин – рассказал нам историю создания музея, провел несколько экскурсий, рассказывая о жизни нганасан и, практически, о каждом экспонате. Я словно побывала в путешествии во времени, окунувшись в жизнь нганасанов, узнав про обычаи и традиции его древней культуры.

А начинался музей так: по роду деятельности Олег встречался, работал и подолгу жил вместе с коренными жителями Таймыра – нганасанами, долганами, энцами, эвенками. Знакомство с их уникальной культурой со временем переросло из праздного интереса в увлеченность. Свои первые этнографические экспонаты Олег привозил по заказу Норильского музея.

Позже Олег увлекся биоэнергетикой. И вскоре нганасаны и долганы стали называть его русским белым шаманом: он частично стал выполнять функции, которые раньше выполняли шаманы. Со временем Олега как шамана стала признавать значительная часть коренных жителей Таймыра. Это дало уникальную возможность сбора этнографической коллекции: ему стали показывать, дарить, продавать предметы быта, различные украшения, одежду, передавать родовых идолов, обереги, предметы шаманского культа и остатки костюмов умерших шаманов.

Так постепенно и сложилась коллекция, среди экспонатов я сейчас и брожу. Для многих не менее интересными, наверняка, покажутся и многочисленные охотничьи трофеи Олега – шкуры зверей, рога, но посмотреть в глаза чучелу оленя или медведя я так не смогла.

В один из дней, когда после очередного похода к водопадам у меня еще остались силы и время на то, чтобы побродить по дому, я сделала снимки некоторых экспонатов музея.

Вот они:

1. Предметы шаманской атрибутики: Лебедь (денкуйкя), гагара (нюоны), 3 журавля (кокорэ) (отец, сын и мать), золотоклювая гагара и старый журавль.
- Задача лебедя - отвлекать злых духов, заставляя их гнаться за собой, чтобы те не мешали шаману.
- Самка журавля – для камлания над роженицей.
- При помощи гагары шаман попадает в Нижний мир, а также разрывает рану больного, чтобы высосать из нее гной.

Золотоклювая гагара - по нганасанской легенде именно гагара достала первый кусочек земли со дна изначально безбрежного моря и принесла его на поверхность в клюве. Из этого кусочка была сделана вся суша, на которой расселились птицы и звери. Но при дележе места на земле они забыли про уставшую гагару, и ей не досталось ни кусочка. С тех пор она даже гнездится на воде и громко заунывно кричит, обиженная на всех.
1_MG_0252R

3. по центру кадра – стрелы для лука (бизи), предназначенные для войны и охоты на крупного зверя, на птицу:
3_MG_0254R

4. Традиционные нганасанские накладки на чехлы для хранения и перевозки ружей. Сшиты из замши ровдуги (ровдуга - замша из оленьей шкуры), раскрашены в традиционные красный и черный цвета и расшиты белым подшейным волосом оленя. Орнамент, нанесенный на накладки, как и все нганасанские орнаменты (мули), строго регламентирован и несет большой смысл (ныне практически утерянный):
4_MG_0256R

5. Нганасанская металлическая курительная трубка (хоа). Трубка выкована нганасанскими мастерами из старого ружейного ствола. Каждая курительная трубка была неповторимой. Они являлись гордостью и мастера, их сделавшего, и владельца:
5_MG_0262R

6. Старинные долганские и энецкий праздничные пояса:
6_MG_0263R

7. По центру кадра - нагрудные украшения (бодямо).
Если говорить про женские бодямо, то их комплекты представляют собой дугообразные пластинки, сделанные из желтой листовой меди и покрытые штампованным орнаментом. Бодямо являлись своеобразным паспортом женщины, ее родословной по женской линии, одновременно являясь сильными оберегами. Эти пластины передавались из поколения в поколение, высоко ценились. У каждой нганасанки был комплект, состоявший из бодямо, принадлежавших матери, бабушке, прабабушке и т.д., либо их копии. Количество пластин говорило о статусе женщины.

7_MG_0271R

8. Шаманские бодямо:
8_MG_0271R_1-нагрудные украшения

9. Балок (модель). Вадим Денисов в своей книге «Энциклопедия норильских легенд» пишет: «Это древние оленеводы так исказили первоначальное название старинных жилых саней на полозьях, с помощью которых и осваивалась русскими первопроходцами сухопутная часть Арктики и Заполярья. «Волокуша», «волок», «болок» - вот так называлось это уже легендарное жилище, впервые подробно описанное Миддендорфом. Именно «балки» сменили в большинстве случаев традиционные для северных народов чумы, они оказались просто удобнее.»:
9_MG_0347R

10. Сани, лодка - «ветка» (модели):
10_MG_0348R

11. Орнаментированные пластины из мамонтовой кости, являющиеся фрагментами оленьих наголовников (хьуче). Надевались на оленей, запрягаемых в грузовые и ездовые нарты:
11_MG_0353R1

12. А это долганская шапка – внутри мех песца, снаружи чехол, как мне показалось, из сукна, расшитого бисером:
12_MG_0359R

13. Ну не смогла я устоять, чтобы не примерить такую шапочку! Теплая, мягкая, тяжелая (!), наверняка не продуваемая никакими ветрами. Если поеду (Бог даст!) в апреле, спрошу разрешения у Олега провести ее полевые испытания!
13_MG_0365R

Если удасться еще побывать на Бунисяке у Олега Крашевского – отсниму коллекцию одежды: каждая вещь является настоящим произведением искусств!

Источники дополнительной информации:
1. «Нганасаны. Культура народа в атрибутах повседневности». Норильск: издательство «Апекс», 2010.
2. В. Денисов «Хронология Таймыра». Норильск: издательство «Апекс», 2009.
3. Н.Н. Урванцев «Таймыр – край мой северный».
4. В. Денисов «Энциклопедия норильских легенд».

Мои заметки о путешествии на плато Путорана:




1. Дорога к мечте… Плато Путорана

2. Оранжевое утро… Плато Путорана

3. Проба сил… Плато Путорана
4
4. Осенняя щедрость Путораны
5
5. Водопады Путораны. Часть 1 – историческая геология (или геологическая история?)
6
6. Водопады Путораны ч.2 А пока-пока-по камушкам…
7
7. Водопады Путораны ч.3 По круглым камушкам река бежит…
8_MG_0230R
8. В заводях реки Бунисяк… плато Путорана

9. Далеко не означает трудно… плато Путорана

10_MG_0276R
10. Кто такие нганасаны?... плато Путорана
11_MG_0254R
11. В музее нганасанской культуры… плато Путорана
12_Путорана на карте россии
12. Путорана – край загадочный и неизведанный …



  • 1
Какой молодец, Олег! Это ж сколько труда - собрать и сохранить эти уникальные экспонаты, рассказывающие о жизни и культуре народа.

Да! И все это богатство надо еще и сохранить!

О как.. а я думал, что балок - современное "изобретение"

немного переделанное!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account