Previous Entry Share Next Entry
10. Кто такие нганасаны?... плато Путорана
galyagorshenina

0.
0_MG_0276R

Луч солнца золотого, внезапно вынырнувшего из пелены свинцовых туч, словно прожектор осветило дом, который стал отчетливо виден сквозь строй изрядно облетевших деревьев. В этом доме мы жили на протяжении всего путешествия на плато Путорана.
1.
1_MG_9907R

Особый интерес он представляет не из-за возможности спать в тепле и уюте – здесь размещен уникальный этнографический музей нганасанской культуры. Бродя по этажам дома, меня потрясало не только количество экспонатов, но и количество труда, вложенного в приобретение каждой вещи. Пока Олег не провел нам экскурсию по музею, не рассказал о том, каким образом они к нему попали, я не могла оценить уникальность каждого экспоната, его значимость для сохранения информации о практически утерянных к нашему времени ценностях нганасанской культуры.

Но для начала - о том, кто же такие нганасаны?

Впервые я услышала слово «нганасане» в краеведческом музее в Дудинке во время того самого путешествия по Енисею, которое и породило во мне страстное желание побывать на плато Путорана. Тогда во время экскурсии я услышала про нганасан примерно следующее: нганасаны – одна из народностей Севера, к которым, помимо их самих, относятся долганы, тунгусы, энцы, ненцы. Столкновение с силами природы, которая казалась им загадочной и непостижимой, бессилие и страх перед ее стихией порождали ложные сверхестественные, фантастические представления. Объясняя все явления природы существованием духов, приписывая свои успехи и неудачи плохому или хорошему отношению к себе злых и добрых духов, люди пытались умилостивить, задобрить их. Для этого производились жертвоприношения. Нганасаны верили, что вещи, сделанные человеком, живут и могут понимать человеческую речь.
2.
2_IMG_9497_1

Возвращаясь из поездки на плато Путорана в нынешнем сентябре, в книжном магазине Норильска я купила очень интересные книги: «Нганасаны. Культура народа в атрибутах повседневности» Олега Крашевского, «Хронология Таймыра» Вадима Денисова, а также нашла в Интернете «Таймыр – край мой северный» Николая Урванцева, информацию из которых я использую здесь, в своем рассказе.

Нганасаны – один из древнейших народов на планете, а ныне один из самих малочисленных ее народов - по данным Википедии в России в 2010 году нганасан насчитывали 862 человека. Нганасаны были оленеводами, извечно кочующими по безбрежным просторам таймырской тундры, от границы лесов до побережья, к середине 19 века они стали самыми богатыми оленеводами Таймыра.

В их культуре оказались «законсервированными» элементы культуры древнейших аборигенов Севера, живших на Таймыре более 4 тысяч лет назад.

Читая различные материалы про освоение Таймыра, мне показалось, что не существует единого мнения о происхождении нганасан и их движении на Таймыр. Ясно одно - нганасаны - народность, формирование которой неразрывно связано с освоением человеком самой северной территорией Евразии - Таймырского полуострова: приенисейские народы постоянно пытались подняться по широте и закрепиться на Таймыре в попытках освоить его территорию, но, в основном, покидали полуостров из-за тяжелейших природных условий. Современные нганасаны являются потомками северного тундрового населения Евразии — неолитических охотников на дикого оленя.

Свое самоназвание «ня» нганасаны соотносят с русским словом «товарищ». По одной из легенд во время первой встречи с русскими у нганасанина спросили: «Кто ты?» и получили ответ: «Я мужчина, я нганасан». Соседями нганасан с запада являются очень близкие по культуре энцы и ненцы, с юга - эвенки, с юго-запада и востока – долганы и якуты.

Огромный интерес представляют находки на Таймыре достаточного развитого бронзолитейного производства, датируемого серединой 1 тыс. до н.э., когда использовалась медь из норильского месторождения. Другие компоненты, входящие в состав Таймырских бронз, брались из месторождений, находящихся зачастую на значительном удалении от мест производства. Так, мышьяк и сурьма, по-видимому, из месторождений на реке Тарея (северный Таймыр), олово из бассейна р. Индигирки (Якутия), свинец с Северного Урала, а висмут с юга центральной Сибири. Как видно, речь идет о расстояниях в многие сотни и даже тысячи километров. Это говорит о наличии хорошо налаженных обменных связях среди бронзолитейщиков Сибири и Таймыра и, опосредованно, о достаточно высоком развитии племен, населявших Таймыр.

Нганасаны в полной мере сохранялись как самостоятельная народность. До недавнего времени они почти не подвергались ассимиляции, пользовались своим языком, стойко удерживали национальное самосознание и многие традиционные особенности культуры. Поскольку нганасаны жили большими семьями, когда вместе проживают 3-4 поколения родственников, геронтократия создавала условия для максимальной преемственности поколений во всех аспектах жизни. Младшие долгие годы учились всему у старших, чтобы со временем передать эти знания последующим поколениям. Это являлось одной из основ жизни нганасан и обеспечивало стабильное существование немногочисленного этноса на протяжении столетий.

С приходом советской власти ситуация стала меняться: детей брали для учебы в интернаты, стала понемногу нарушаться преемственность знаний, приспособленность к жизни в тундре. Домашние олени стали общественными, заинтересованность оленеводов в результате труда уменьшилась, нганасаны начали переходить на оседлый образ жизни.

Перелом произошел в 70-х- начале 80-х годов ХХ века. В связи с резким уменьшением численности домашнего оленя значительная часть нганасан была вынуждена полностью переселиться в поселки. По выражению стариков - нганасан «все перевернулось» - резко упал престиж старшего поколения, то, на чем в течение тысячелетий держался нганасанский народ, резко упала престижность жизни в тундре, нарушилась преемственность поколений, пропали последние домашние олени, ушли из жизни старики…

Богатство оленеводов всегда составляло то, что необходимо для жизни в тундре и для ведения традиционного хозяйства - разнообразная одежда, оленья упряжь, нарты, чумы и их обстановка, инструмент для их изготовления и многое другое. При переезде в поселок почти все это стало невостребованным, ненужным. Все, что было ценностью в прошлой жизни, превратилось в кучку сувениров. Олегу Крашевскому удалось буквально спасти все эти бесценные предметы для истории, как подтверждение реально существовавшего ранее этноса целой народности. Жаль, что это осталось уже только для истории…


Из книги Вадима Денисова «Хронология Таймыра» я узнала о правилах ведения войны между народами Севера. Как они не похожи на современные взаимоотношения между людьми, когда даже олимпийские игры больше похожи на войну! Судите сами.

В течение всей истории тунгусы, энцы, ненцы, нганасане воевали между собой за регионы проживания – кому жить на правом берегу Енисея, кому на левом. Зимой-весной 1849-1850гг. между ненцами и объединенными силами энцев, эвенков и нганасан у Туручедо произошло сражение. Этот бой, по рассказам потомков участников сражения, превратился в нечто вроде великого потопа, в котором сумели спастись те, от кого берут начало родовые имена да и вообще история современных живущих народов – энцев, нганасан, эвенков. Это эпохальное последнее столкновение завершилось победой сводного отряда энцев, эвенков и нганасан. В связи с этим была окончательно проведена граница между народами по Енисею: с тех пор правая (каменная) сторона Енисея стала считаться «самоедской», т.е. энецкой, а левая (низменная) — «юрацкой», т.е. ненецкой. (Ненцы во второй половине XVII века дважды воевали с энцами. Первое сражение произошло в бассейне реки Таз, второе — на мысе Лескино, что на территории сегодняшнего сельского поселения Караул. Тогда ненцы истребили сорок самоедских (энецких) чумов, и в результате левобережье оказалось в руках ненцев). Третья (и последняя) война велась на озере Туручедо. Воспоминания об этих битвах до сих пор живы на Таймыре:


Для объявления войны к противнику посылали оленя, на боку которого был изображен человек, прицеливающийся из лука. Обнаружив его, противник начинал военную подготовку. Перед сражением вперед шёл разведчик. У ненцев считалось залогом будущей удачи убить такого разведчика и его кровью намазать полозья нарт воинов. В описываемом случае энецкому разведчику удалось ускользнуть, и с этим в какой-то мере связывается поражение ненцев. Вооружение воинов состояло из железной кольчуги (не у всех) и луков со стрелами. При наступлении часть воинов ехала на упряжках, часть шла пешком. Место встречи войск «правобережье» обозначили установкой модели чума, около которой поставили несколько стрел, остриями направленными в сторону врага, и красный флажок. Увидев этот знак, ненецкий военный начальник отправил к противнику старика-переговоршика, тот передал главе енисейских племен семь основных условий войны:

1. С обеих сторон назначить по представителю для ведения переговоров. Эти представители должны отличаться от других людей тем, что в их нарты должны быть запряжены по два оленя, а на хореях привязаны красные флаги. Были неприкосновенны.
2. Местом военных действий назначить озеро Туручедо.
3. Сражение начать следующим утром.
4. Для определения дистанции, с которой начнется сражение, сделать по выстрелу с каждой стороны.
5. При первом наступлении количество войска должно быть равным (в описываемом случае по 50 чел.), запасных воинов - кто сколько может выставить.
6. Каждым последующим утром начинать сражение с того места, где закончили вечером. Ночью не воевать.
7. Для прекращения боя на ночной перерыв выделенные представители должны заехать с обеих сторон с флагами. В случае заключения мира народные представители заходят между войсками с двумя флагами.

Впереди сходящихся войск шли сыновья предводителей, которые произвели первые выстрелы из луков для определения необходимой дистанции. Во время сражения запасные части находились на расстоянии 200 метров позади. Раненых увозили на оленях, а убитые оставались на месте до конца сражения. В конце каждого дня производился подсчет потерь. Вместо убитых и раненых выставляли воинов из запасных частей.

Ненцы оказались побежденными, и им пришлось просить о мире. Вождь послал военачальнику энцев и нганасан свой военный лук с семью стрелами и боевой кинжал. Народные представители должны были трижды обойти каждый вокруг своего войска, крича соответственно: «Наши войска войну проиграли (или выиграли) и оказались побежденными (победителями), война прекращается». После сражения военачальники определили место захоронения. Ненцы большинство убитых увезли с собой, часть воинов была похоронена на месте. На обеих братских могилах поставили деревянные изображения человека. У могил были разведены костры, военачальники произнесли речи по поводу одержанной победы или понесенного поражения, а также о необходимости жить в мире и дружбе. Оставив луки, стрелы и кинжалы на могиле, побежденные вернулись в свои края...


В следующий раз я расскажу о некоторых экспонатах музея Олега Крашевского, сумевшего сохранить фрагменты богатейшей когда-то культуры нганасанского народа.
3.
3_MG_0276R

Источники дополнительной информации:
1. «Нганасаны. Культура народа в атрибутах повседневности». Норильск: издательство «Апекс», 2010.
2. В. Денисов «Хронология Таймыра». Норильск: издательство «Апекс», 2009.
3. Н.Н. Урванцев «Таймыр – край мой северный».

Мои заметки о путешествии на плато Путорана:




1. Дорога к мечте… Плато Путорана

2. Оранжевое утро… Плато Путорана

3. Проба сил… Плато Путорана
4
4. Осенняя щедрость Путораны
5
5. Водопады Путораны. Часть 1 – историческая геология (или геологическая история?)
6
6. Водопады Путораны ч.2 А пока-пока-по камушкам…
7
7. Водопады Путораны ч.3 По круглым камушкам река бежит…
8_MG_0230R
8. В заводях реки Бунисяк… плато Путорана

9. Далеко не означает трудно… плато Путорана

10_MG_0276R
10. Кто такие нганасаны?... плато Путорана
11_MG_0254R
11. В музее нганасанской культуры… плато Путорана
12_Путорана на карте россии
12. Путорана – край загадочный и неизведанный …



  • 1
Как интересно! Спасибо, Галя ) Книжки вряд ли сподвиглась бы шерстить, а в твоем пересказе и познавательно и коротенько :)

Спасибо, что прочитала! Наверное, ты будешь чуть ли ни единственной, кто осилит эту историю! ))

Грустно видеть остатки материальной культуры исчезнувшего народа. Хорошо, что есть подвижники, собирающие и сохраняющие эти предметы. Интересно, как люди выживали в столь сложных климатических условиях.

Да, спасибо Олегу Крашевскому!

Удивительно как у них все было регламентировано, вплоть до того что ночью не воевать. Дикарями никак не назовешь. Трудно себе представить что на Таймыре еще 4 тыс. Лет назад уже жили люди! Хотя кто знает , может тогда и климат был другой

ну не жили, конечно, а бывали... Хотя есть сведения, что жили некоторое время, но все равно ушли. Место не для проживания, а для нахождения там некоторое время.
а про войну - да, мне тоже понравилось, не удержалась, чтобы не вставить. Сейчас совсем другие нравы! (

Это они от бедности, так скромно воевали. Богатство всегда рождает в голове вождей мечты о горах трупов, все равно чьих.

С большим интересом прочитала. Спасибо, Галина!

И Вам спасибо! Мне кажется, что эта историческая тема больше интересна тем, кто побывал на Путоране. Тем ценнее Ваше внимание! )))

  • 1
?

Log in