galyagorshenina

0_DSC08822_Марина

Поскольку я родилась и выросла в стране Советов, то могу внести свою посильную лепту: однажды в сентябре месяце я побывала на Алтае с «Altai Discovery Team» (http://www.altaidt.com/ru) в поездке с красивым названием «Золото осени». Но я бы посоветовала дать «музыкальное» название этой программе - «Времена года» или «Квартет сезонов». И вот почему: в долине реки Чулышман было по-настоящему жаркое Лето, на г.Сайлюгем и Тыдтуярыке - золотая Осень, на леднике Актру - снежная Зима, ну и, напоследок, в Чемале порадовала Весна: цвел, перепутавший все на свете, багульник! Я будто побывала в сказке «12 месяцев» - сезоны сменялись один за другим в течение нескольких дней!

Сегодня я расскажу про «Зиму», с которой повстречалась в ущелье Актру.

Путь в ущелье Актру

При кажущейся близости от Чуйского тракта – всего около 40 километров по Курайской степи - путь в альплагерь Актру совсем не прост – около 30 км по грунтовой дороге, которую можно преодолеть, практически, на любом автомобиле, а потом начинается очень интересное приключение, которое я бы назвала «покатушками» по булыжникам, ямам и колдобинам. Любителям укачиваться советую сразу же принять Драмину.

Наши организаторы Ксения и Денис поступили очень благоразумно, в Курае пересев с изящных «Делик» на везде проходимый УАЗик, который способен ехать на одном колесе.
После моста через Чую с растущими по берегам золотыми тополями, дорога пролегает по Курайской степи с видом на заснеженный Северо-Чуйский хребет:
1_IMG_2173F1

2_IMG_2178F1

3_IMG_1786F

Вскоре нам предстоит перебраться на другой берег речки Тюте, и, чтобы не замочить ноги, находясь в машине, мы выгружаемся и идем пешком: мостик через реку настолько обветшал, что по его качающимся и рассыпающимся под ногами бревнам страшно идти. Машины преодолевают реку «вброд», уровень которой бывает настолько высок, что вода проникает в салон автомобиля.
4_IMG_5318_Ксю
Фото Ксении Свобода

5_IMG_2157F

Последние 8-10 километров проще пройти пешком, чем проехать: дорога представляет собой месиво из громадных булыжников, заполненных водой ям, частенько похожих на небольшие озера. Я сидела рядом с водителем и с содроганием наблюдала за ездой по этой так называемой «дороге». Забегая вперед, сразу скажу, что на обратном пути я сидела в салоне, чтобы не подвергать себя подобным переживаниям еще раз. Водитель Эдуард Болтоков рассказал, что зарабатывает на жизнь доставкой туристов в альплагерь Актру. В сезон он может совершать по 3-4 рейса ежедневно. При этом машина «убивается», практически, полностью. Но даже при условии покупки каждый сезон новой машины данный "бизнес" позволяет Эдуарду содержать семью.
6_IMG_1847F1

Сейчас сентябрь – поистине роскошная осень: золотом сияют желтые лиственницы, оттененные благородной зеленью кедров и елей, в багрянец одеты низенькие прутики карликовой березы, на кустарниках жимолости полно подвяленных сине-сизых ягод. Иногда на дороге можно увидеть и следы косолапого:
7_IMG_2134F

8_IMG_1844F12

9_IMG_2141F1

Ближе к вечеру мы прибыли в ущелье Актру, представляющее собой вытянутую вдоль одноименной реки и заросшую тайгой небольшую долину, поднятую на высоту около 2000 метров над уровнем моря. Здесь ледник Малого Актру спускается с гор прямо к границе леса. На берегу реки, берущей своё начало из ледников Северо-Чуйского хребта, расположен альплагерь со своей давнишней историей: в середине 1930-х годов в ущелье была основана гидрометеостанция, гляциологический стационар Томского государственного университета как база для проведения учебных и научно-исследовательских работ по изучению ледников. С 1938 г. здесь начал работать старейший на Алтае, первый в Сибири альплагерь. В довоенные годы альплагерь подготовил свыше 30 инструкторов и 2000 значкистов. В переводе с алтайского «актру» означает «белое стойбище».

Водитель нашей машины не стал рисковать форсировать бурные воды реки Актру, поэтому мы расстались с ним, а свое имущество перетаскали по мостику на другой берег и дальше в домик, где нам предстояло прожить несколько дней.
10_IMG_1891F1

11. С инструктором альплагеря Еленой
11_IMG_5496_КсюF1
Фото Ксении Свобода

Все занялись делом: Марина - подготовкой перекуса, Ксю - ужина, Денис – ремонтом моего ботинка, Томас – стал писать мемуары в свой «дневник наблюдений», и только я бездельничала, хотя нет: я отправилась на прогулочную тренировку по лагерю перед завтрашним треком к леднику Большой Актру:
12_3в1

13_IMG_1910R

14_IMG_1914F1

15. «Карандашный домик»
15_IMG_1895F1

Поздним вечером, уже в полной темноте, началась метель. Мы долго сидели у костра, согреваясь мыслями о завтрашнем треке и наслаждаясь мгновенно остывающими на ветру шашлыками.
16_DSC08822_Марина
Фото Марины Тельменевой

А метель усиливалась с каждой минутой: завывал ветер, гудели раскачиваемые им вековые деревья, снежные струи, крутя и перепутываясь между собой, «лились» с неба, ставя под сомнение возможность завтрашнего похода к леднику.
17. Карта Зеленым цветом на карте указан примерный маршрут до альплагеря Актру:
17_КАРТА_Актру

Данная поездка состоялась в сентябре 2011 года и была организована и проведена «Altai Discovery Team» (http://www.altaidt.com/ru)

Источники дополнительной информации:
1. Путеводитель Алтай, Туризм. Отдых. Здоровье. Под ред. А. Проваторова, 2008 г.

Мои рассказы про путешествия на Алтае:

-1. Вместо предисловия… АЛТАЙ
-13. Дорога назад… Кордон «Кур-Кечу»_АЛТАЙ
-14. Сердце Азии – озеро Телецкое_АЛТАЙ
-15. Лебединое озеро_АЛТАЙ
-16. Квартет сезонов. Раздел 1. «Зима». Актру – Белое стойбище. Часть 1. Дорога в ущелье_АЛТАЙ
-17. Квартет сезонов. Раздел 1. «Зима». Актру – Белое стойбище. Часть 2. Восхождение_АЛТАЙ
-18. Квартет сезонов. Раздел 2. «Весна». Чемал – Муравейник_АЛТАЙ
-19. Зима в Чемале_АЛТАЙ
-20. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман – Речища. Часть 1. Красные ворота – Кату-Ярык_АЛТАЙ
-21. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман – Речища. Часть 2. Каменные грибы _АЛТАЙ
-22. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман – Речища. Часть 3. Водопад Учар _АЛТАЙ

• 1
Отсутствие хорошей дороги, видимо, служит защитой этого ущелья от туристов .

там туристов - хоть отбавляй! я сезон водители не успевают справляться с потоком желающих там полазать-потренироваться.

мы были в этом альплагере но ледник так и не увидели - погода на открыла его. Теперь думаем повторить попытку

погода там меняется, как ветер в мае. Ехали туда - сияло солнце невозможное, а вечером снег ливанул с чумовым ветром.
Сейчас готовлю рассказку про "восхождение". ))

Надо как-нибудь и осеню на Алтай выбраться! Это я так понял первая половина сентября?

да, это было в первой половине сентября, но я была и в конце сентября - начале октября. Я бы сказала, что в это время как-то все ярче! ))
Если я еще поеду на Алтай (а поеду я туда обязательно!), то только со своими знакомыми - Денисом и Ксенией Фроловыми из«Altai Discovery Team» (http://www.altaidt.com/ru)!
У меня много накопилось рассказок алтайских. Если будет интересно - полазь по ним, можем быть, знакомые места будут. ))

Нашел много знакомых мест. Теплый ключ. Но мы ехали еще дальше - объехали почти все плато Укок.
Слияние Чуи и Катуни. Тоже были.
Белый Бом по Чуйскому тракту тоже делали остановку. Подвесной мостик через речку жив и здоров. ))
Ну и Красные Ворота - Кату-Ярык. А дальше мы по Чулышманской долине. Радиалки на водопад Учар и Каменные грибы. Затем до Телецкого озера и на катере в Артыбаш.

а мы тогда вернулись из долины Чулышмана. А на Телецком я побывала в декабре, с Петрусем.