Previous Entry Share Next Entry
Белая "Зеленая земля"… ГРЕНЛАНДИЯ… Дорога» среди льдов
galyagorshenina
Видимо, судьба у меня такая – побывать в ГРЕНЛАНДИИ: мне удалось купить ПОСЛЕДНИЙ билет на самолет из Рейкъявика до Кулусука (далее по тексту - Kulusuk) на требуемую дату, чтобы присоединиться к фототуру, организованному Викторией Роготневой!

Наверное, как и у большинства из нас, у меня Гренландия ассоциируется с зимой – снег, лед, айсберги, холодно… Получив по электронной почте накануне отбытия письмо от Виктории о том, чтобы я не забыла взять побольше теплых вещей, я перестраховалась - основную часть моего багажа составляла зимняя одежда - горнолыжные штаны, пуховая куртка, пуховой жилет, рукавицы, перчатки и пр. Спальник пуховый на -10 на всякий случай положила. Шапку надела на голову еще дома, в Москве, чтобы вес багажа был поменьше. :-)))

Как попасть в Гренландию?
Географическое положение Гренландии
1.
1_Map_Kontur_Greenland_World


Величайший остров мира ГРЕНЛАНДИЯ площадью 2176 тыс. кв. км расположен между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. В административно-политическом отношении принадлежит Дании, являясь её автономной единицей, географически Гренландия принадлежит Северной Америке.

ВИЗА
Чтобы посетить Гренландию, требуется датская виза с отметкой о возможности посещения Гренландии: хотя территория Гренландии и принадлежат Королевству Дания, но является ее автономным регионом, не присоединившимся к Шенгенскому Соглашению.
2.
2_IMG_2398_a

ТРАНСПОРТ
Попасть в Гренландию со стороны Европы можно, например, из Исландии: из Рейкьявика в Kulusuk, где расположен международный аэропорт, несколько раз в неделю летают самолеты малой авиации.



ПРИБЫТИЕ В KULUSUK:
Путь до аэропорта Kulusuk в Гренландии был не то, чтобы тернистым, но не простым. Судите сами: из Москвы до Рейкъявика я летела Белинскими авиалиниями (Airberlin) с четырехчасовой пересадкой в Мюнхене. Затем, проведя почти сутки в Исландии, был перелет от Рейкъявика до Kulusuk - 1,5 часа полета Flugfelaq Islands на ближнемагистральном пассажирском самолёте Fokker 50, вмещающем 50 пассажиров.
3.
3_IMG_3593

4.
4_MG_5150R

Уже при подлете к Гренландии сердце радостно застучало в предвкушении приключений - в иллюминатор стали видны горы, заливы, заполненные льдами!
5.
5_MG_1360Ra

Аэропорт в Kulusuk небольшой, но современный, оборудованный всем необходимым, с обязательной сувенирной лавочкой, с грунтовыми ВПП и площадкой перед зданием аэропорта.
6.
6_MG_5156R

Дождавшись своего багажа, мы погрузили его на тележку квадроцикла, доверив лихому водителю доставить наше имущество до поселка Kulusuk, расположенного в нескольких километрах от аэропорта: в поселке нам предстояло погрузиться на катер до Тасиилака (далее по тексту - Tasiilaq), где и должно было начаться наше путешествие.
7.
7_MG_5185R

8.
8_MG_5190Ra

Я не верю себе, но я иду по ЗЕМЛЕ ГРЕНЛАНДИИ! На мне надеты: пуховая куртка, шапка, шарф из шерсти непальских яков, термобелье и теплые штаны, на ногах – термоноски и треккинговые ботинки с яркими разноцветными полосочками на подошве, приобретенные такими специально для белых снегов Гренландии накануне поездки (свои прежние ботинки «подарила» Гималаям после трехнедельной экспедиции с Иваном Дементиевским).
9.
9_IMG_3646

А на улице – ЛЕТО! Правда, с ледяным ветром. Чтобы меня не хватил тепловой удар, постепенно раздеваюсь – сначала снимаю шапку, потом шарф, надежно замотанный вокруг шею несколько раз. Штаны снимать было как-то неудобно, а очень хотелось! В пуховике так и пришлось идти – уже не было свободных рук нести свое имущество.

Первые же взгляды по сторонам заставили нас улыбаться – был теплый солнечный день, виднеющийся невдалеке залив забит голубеющими льдами, между которыми сновали моторные лодки рыбаков.
10.
10_MG_5294Ra


ПЕШКОМ ИЗ АЭРОПОРТА ПО ПОСЕЛКА

Не торопясь, получая удовольствие от каждого шага, мы потопали в поселок Kulusuk, по дороге фотографируя буквально все:
11. упряжных собак, «отдыхающих» с мая по ноябрь - сейчас они сидят на привязи, отчаянно скучают, поднимают оглушительный лай при приближении к ним людей,
11_MG_5242Ra

12. громадные льдины в заливе, отражения заснеженных макушек гор:
12_MG_5355Ra

14. катера, развозящие вновь прибывших туристов:
14_MG_5387R

15. инуитское кладбище, где на крестах нет надписей имен усопших (считается, что душа имени умершего земной мир вообще не покидает, а переселяется в новорожденного, получающее имя умершего. Любопытно, что могилы находятся в непосредственной близости от жилых домов, на высоких местах с красивым видом на море).
15_MG_5255R

В поселке Kulusuk с населением около 300 человек, расположенном на одноименном острове, все небольшие домики покрашены в яркие цвета и на фоне голубеющих льдин смотрятся очень весело.
16.
16_MG_5284R

17.
17_MG_5395R


РАЗДЕЛКА ТЮЛЕНЯ
У «пристани», в качестве которой используются огромные прибрежные валуны, нам пришлось немного подождать катера – он должен был нас забрать для продолжения путешествия. Но из-за прилива, буквально забившего залив глыбами льда, катер не мог подойти к берегу.
Мы ждали отлива. Тем временем с охоты вернулись местные жители – добыли тюленя. Мы смогли понаблюдать, как за 20 минут они разделали его тушу, лежащую на спине: надрезали на глубину не более 1 см, отделили шкуру, внутренности при этом остались как бы в жировом коконе. Затем взрезали брюшину, удалили кишки. Оставшееся разрезали на куски. Мясо тюленя, имеющее имеет почти черный цвет, достается людям. Жиром тюленя кормят собак.

18. Так разделывают тюленя:
18_tulen

Из истории открытия Гренландии европейцами
Впервые люди пришли в Гренландию не менее 5 тыс.лет назад. Заселение шло несколькими волнами: Индепенденс-культура (по названию Индепенденс фьорда, где были найдены археологические артефакты), культура Саркак, культура Дорсет – изолированно живущие общины вымирали из-за неблагоприятных климатических условий. К концу первого тысячелетия н.э. Гренландия была, по существу, безлюдна, но на пути к ней уже были две новые волны мигрантов. Первые – норманны - плыли по бурной Анлантике на исландских ладьях. Вторые – эскимосы – морские охотники, спускались с северо-запада на умиаках – лодках из шкур.

Первооткрывателем Гренландии принято считать викинга Эйрика Торвальдссена (более известного как Эрик Рыжий). На 3 года изгнанный из Исландии за убийство соседа и вспомнивший рассказ морского бродяги Гунбьёрна, видевшего издали заснеженную сушу на краю Западного моря, в 983 году Эйрик отплыл с товарищами на запад и... «наткнулся» на остров, находящийся на расстоянии около 280 км от исландского берега. То ли Эрика действительно потрясла буйная зеленая растительность тех мест юго-западной части острова, куда он прибыл в летнее время, то ли в насмешку над своими соплеменниками, желая приманить сюда простодушных исландцев, остров, 85% территории которого занято внутренними ледниками, был назван им “Green land» - Зеленая земля!



Kulusuk - Tasiilaq:

19. карта Angmassalik:
19a_6_map_Angmassalik

Наконец, к берегу смог пробраться и наш катер:
20.
20_MG_5369R

21.
21_MG_5374Ra

Мы погрузились:
22.
22_MG_5439R

23.
23_MG_5574R

и отправились в Tasiilaq, до которого было не больше 50 км (из Kulusuk до Tasiilaq, расположенного на другом большом острове Angmassalik, можно добраться по воздуху - вертолетом или по воде – на катере). Времени в пути нам обещали от часа до трех. Почему такая разница во времени – я поняла позже.

Над Kulusuk светило яркое солнце! Осторожно пробираясь между льдинами, катер потихоньку прокладывал путь из залива. Льдины и льдинки понемногу скреблись о корпус катера, но этот звук пока не пугал. Наконец, наш катер вырвался из заточения паковых льдов и понесся вперед, изящно огибая встречающиеся по пути льдины, словно мотоциклист на вираже, наклоняясь корпусом то в одну, то в другую сторону, уводя киль от подводной части льдин, в 9 раз большей, чем надводная часть… В ушах свистел ветер, на волнах, оставляемых катером, качались, сталкиваясь лбами, льдины…
24.
24_MG_5597Ra

25.
25_MG_5640Ra

26.
26_MG_5715Ra

Вдруг я почувствовала, что катер энергично затормозил. Вынырнув из забытья, обнаружила, что солнце будто кто-то выключил - мы попали в густой туман, кругом все забито плотным слоем льда.
27.
27_MG_5769

Мы шли караваном из нескольких лодок и катеров, по очереди выискивая разводья – так называются доступные проходы для судов между паковыми льдами. Видимо, ситуация была серьезной – капитан нашего катера выключил музыку, был внимателен, сосредоточен. Наблюдая, как мы медленно пробираемся между льдами, аккуратно расталкивая их «носом», теперь я уже болезненно реагировала на звук от касания с ними, часто напоминающий скрежет, сжимаясь в комочек от ужаса, представляя, как будет раздавлено наше суденышко этими махинами, завидовала мирно дремлющим попутчикам.
28.
28_IMG_3656

Не помню, как долго мы пробирались в лабиринтах этого ледового хаоса. Мне казалось, что мы заблудились, как зайцы петляя между льдами, что следующие с нами лодки нас бросили – я их нигде не видела. Только льды, плотно сомкнувшие свои ряды, туман, лишивший возможности хоть как-то ориентироваться в пространстве...
29.
29_MG_5768Ra

Так же внезапно, как мы ворвались в этот туман, мы и вырвались из него: вдруг вновь засияло солнце, льда стало меньше, и через несколько минут мы причалили к пристани в Tasiilaq. Путь от Kulusuk до Tasiilaq занял два часа. Теперь я поняла, что такой разброс времени на дорогу – от часа до трех – связан именно с трудностью прохождения зоны плотных паковых льдов, над которой всегда «висит» туман. Мы еще легко отделались!
30.
30_MG_5833

Разгрузившись, направились в гостевому домику датчанина Ларса (прибывшего в Гренландию в командировку, да так в ней и «осевшего»), где нам предстояло жить. Дом представляет собой современный двухэтажный коттедж со всеми удобствами. Оптимальное количество гостей для удобного размещения – не более 6 человек.

Паковый лед
Паковый лед — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. Более правильное название — многолетний лёд. Здесь под паковым льдом понимаются свободно плавающие ледяные массивы, оторвавшиеся от ледников на суше, а также дрейфующие льдины. У морского льда есть такое свойство: уже при образовании он отличается меньшей солёностью, чем морская вода. По мере продолжения "жизни" он всё более приближается к пресному состоянию и, наконец, становится годным для употребления в пищу.
Благодаря приливам и отливам, при которых уровень воды колеблется до 3-х метров, скорость движения пакового льда может достигать 10 км/ч, что делает плавание судов очень опасным. Охотники и рыбаки, оказавшись на своих судах среди пакового льда, внимательно изучают ситуацию, наблюдая за движением льдин в бинокль или оптический прицел ружья. Если льдины сдвигаются, то, чтобы они не раздавили лодку, ее необходимо вытащить на лед и подождать, пока льды разойдутся.

31.
31_MG_0872Ra

В следующей моей заметке мы прогуляемся по городу Tasiilaq - самому большому городу Восточной Гренландии.

Источники используемой информации:
1. http://www.jazztour.ru/greenland/east/tasiilaq/, www.eastgreenland.com, http://ru.wikipedia.org, http://sitefaktov.ru/index.php/home/563-grenlaniya, http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia, http://studyport.ru/estestvennyie-nauki/grenlandskiy-lednikovyiy-schit,
2. Возгрин Е.В. «Гренландия и гренландцы»
3. «What arctic feels like» под ред.Travellodge.dk.
4. Lars Peter Anker-Moller «Greenland»
5. «Tasiilaq» под ред. Eastgreenland.com

Продолжение моих рассказов про Гренландию:
-Белая "Зеленая земля"… ГРЕНЛАНДИЯ… В Tasiilaq
-«Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ…Kuummiut _ Ледник Apuserajik _ Ikateq
-«Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Tineiteqilaq
-«Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ в цвету
-«Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Айсберги
-«Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Обратная дорога

  • 1
Ух, ничего себе! Я бы со страху померла, наверное ) А на снимках так красиво - лёд с прозеленью, волны... )

страшно было по-настоящему!!
а лед - бесконечно красивый, бирюзового цвета... :-)))

Отлично написано Галина!

Привет, Андрей! было ОЧЕНЬ интресное путешествие! Старалась и написать о нем интересно!
Ты едешь в феврале в Марокко с Володей?

  • 1
?

Log in