«ВЕРХНЯЯ часть» Долины Tsum _(Tsum Valley) _ГИМАЛАИ
galyagorshenina
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Начало в:
- «Долина счастья_Tsum Valley (Долина Tsum)_ГИМАЛАИ»
- «ВХОД» в Долину Tsum_(Tsum Valley)_ГИМАЛАИ»
- «НИЗКАЯ часть» Долины Tsum _(Tsum Valley) _ГИМАЛАИ»

Итак, вот уже несколько дней мы движемся по Долине Tsum _(Tsum Valley). Мы прошли через так называемый «ВХОД» в Долину, через ее «НИЗКУЮ» часть. Сегодня наш путь пролегает по «ВЕРХНЕЙ» части Долины - относительно широкой и плоской области: из Chhokang Paro до Nile Chhule (высота 3340 – 3360 м).

0_MG_6221

1. карта нашего передвижения сегодня:
1_map_3s

Недалеко от деревни Chhokang_Paro расположен небольшой буддийский храм, дверь в который оказалась не запетой. Мы вошли внутрь - никого не было. Лучи света от открытой входной двери, как прожекторы, осветили статую Будды, выхватив ее из полумрака, царившего в помещении. В Храме стояла звенящая тишина, которая изредка нарушалась щелканьем затворов фотоаппаратов и звуком наших шагов по полу из неструганных, но обтесанных топором досок. Иногда мы шепотом переговаривались, чтобы не нарушить покой и умиротворение Мира.
2_MG_6190

3_MG_6196

Наш путь продолжается по правому берегу реки Shiar Khola. Отдаляясь от Chhokang_Paro, мы понемногу набираем высоту.
4_MG_6225

Густые и величественные сосновые леса постепенно мельчают, редеют, уступая место стелющимся можжевельникам:
5_MG_6233

И опять на тропе встречаются чортены и стены «мани»:
6_MG_6230

7_MG_6228

Проходя через охранные ворота, сильно потрепанные ветрами и временем, обнаруживаю, что фрески на внутренних сводах яркие, свежие - наверное, недавно отреставрированы.
8_MG_6252

9_MG_6256

В деревне, через которую проходила тропа, как и обычно, все дома, заборы сложены из плоских камней, при входе в деревню стоит громадный валун с высеченной на нем мантрой «Ом мане падме хум». В небольшом местном храме идет служба:
10_MG_6368

11_MG_6370

12_MG_6262

13_MG_6289

14_MG_6283

15_MG_6237

Недалеко от деревни Burji на крутом скалистом склоне расположено одно из наиболее священных мест в Долине - Milarepa Cave (Piren Phu) (голубиная пещера):
16_MG_6298

Пещера расписана фресками, украшена флагами и священными текстами, высеченными в камне:
16.0
_DSC5668as
Фото М.Черемкина

Считается, что в этой пещере медитировал буддистский святой Milarepa (Миларепа), оставивший след своей ноги на камне.
16.1
_DSC5696as
Фото М. Черемкина

17_MG_6302

18_MG_6305

Дверь в саму пещеру, где находится «след» Milarepa на камне:
19_MG_6310

Не известна точная дата прибытия Миларепы и образования пещеры. Переодевшись нищим, Миларепа попрошайничал в ближайших деревнях. Одна из пожилых женщин поделилась с ним половиной хлеба из гречневой крупы. Позже, ее поле стало наполовину возделываемым. И даже в наши дни, на фоне огромных плодородных сельскохозяйственных земель Burji есть небольшой участок, который остается бесплодным.

Открывающиеся от пещеры виды на Долину и окружающие горы: внизу видны земли сельхозугодий, зеленеющие молодыми всходами, ряды чортен и стен «мани», на другой стороне реки у подножия горы виден четкий прямоугольник построек - здесь расположен женский монастырь Rachen Gompa, в который мы заглянем на обратной дороге.
20_MG_6313

Спустившись вниз, на тропе нам повстречалась деревенская улыбчивая девчушка, собиравшая сухие веточки для домашнего очага. Мы окружили ребенка, защелкали своими фотиками, а та только улыбалась нам в ответ, терпеливо выполняя все наши просьбы повернуться то так, то эдак, за что совершенно заслуженно получила пригоршню карамелек:
21_MG_6354

Здесь же паслось стадо любопытных молоденьких яков с густой кудрявой шерсткой, провожающих нас удивленными взглядами:
22_MG_6358

На сегодняшней тропе нам повстречалась самая длинная, как мне показалось, стена «мани»:
23_MG_6294

Пожалуй, впервые за все время нашего трека сегодня мы увидели круглую Ступу, встретившую нас радостно развевающимися на ласковом ветерке молитвенными флажками:
24_MG_6376

Пройдя еще немного по тропе, мы, наконец, добрались до деревни Nile Chhule, где нам предстояла ночевка.
25_MG_6397

Первыми повстречавшимися жителями деревни были девочки, несшие на поля полные корзины «удобрений». Встретить человека с полным ведром - это хорошая примета! : ))
26_MG_6381

После сегодняшнего не трудного пятичасового трека было еще много сил, и народ разбрелся по интересам: кто-то пошел гулять по деревне в поисках жанровых фото, кто-то - к монастырю Gonhgye Gompa, расположенному на крутом скальном склоне напротив деревни. Я же отправилась на прогулку к виднеющимся леднику Poshyop Glacier и водопаду Chhuyang Chhemo Fall:
27_MG_6497

Небольшая речушка, впадающая в Shiar Khola и которую местами можно просто перепрыгнуть, больше похожа на карьер по добыче строительного плоского камня. На ее берегах трудилось много народа: и подростки, и старики таскали эти камни и, по-видимому, куда-то недалеко, неоднократно возвращаясь за очередной порцией.
28_IMG_0943

29_MG_6426

30_MG_6440

31. После "разминки" можно прихватить камушек и побольше! :)))
31_MG_6428

32_MG_6445

Высоко на склоне горы, за каменными изгородями (чтобы не разбежались!) паслись яки, за которыми пришли пастушата – поздно уже, домой пора идти!
33_MG_6491

34. 3
34_MG_6513

«Домой» я вернулась уже в сумерках, когда облака, пухлой периной окутавшие горные вершины, потушили последние солнечные отсветы:
35_MG_6541

Заметки о Долине Tsum:
- «Долина счастья_Tsum Valley (Долина Tsum)_ГИМАЛАИ»
- «ВХОД» в Долину Tsum_(Tsum Valley)_ГИМАЛАИ»
- «НИЗКАЯ часть» Долины Tsum _(Tsum Valley) _ГИМАЛАИ»
- «ВЕРХНЯЯ часть» Долины Tsum _(Tsum Valley) _ГИМАЛАИ»
- «Область Mu Gompa Долины Tsum _(Tsum Valley)_ГИМАЛАИ»
- «Возвращение из Долины Tsum _(Tsum Valley) _ГИМАЛАИ»

Другие заметки о Гималаях:
- «По дороге в Гималаи»
- «Цветущие Гималаи... или уроки ботаники»
- «История одной улыбки…ГИМАЛАИ»
- « Дети Гималаев…»
- «Восхождение на перевал Larkya La (Pass)_ГИМАЛАИ»
- «10 часов до весны…ГИМАЛАИ»